Что делать, если ребенок …

Разрушает и ломает игрушки, предметы, мебель? 

Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги. 

Дерётся?

Физическая агрессия –  использование физической силы против другого лица.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Например, ребенок, которому взрослый не дал конфету (не разрешил смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку..

Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).

Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.

Советы взрослым:

  • Недовольство и раздражение поведением ребенка высказывайте в достаточно мягкой форме и объяснять, почему вы не одобряете такого поведения
  • Силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям
  • Каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому помоги мне убраться» (для детей постарше – сможешь привести все в порядок).
  • Не заменяйте сломанные ребенком игрушки новыми и не спешите убирать обломки: пусть последствия поведения будут наглядно видны
  • Давайте детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворять свое любопытство
  • Подберите детям прочные игрушки, которые трудно сломать

 

Дерётся?

Физическая агрессия –  использование физической силы против другого лица.

Обращение с детьми до вспышки агрессивности

  •  Отвлечь, предложить ребенку интересное занятие.
  • Предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать.
  • Физически удержать от нападения.
  • Дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые контролируют события, но не выступают арбитрами).

Почему не следует использовать телесные наказания:

  • Ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным.
  • Ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть.
  • Телесные наказания — это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.

Обращение с детьми после вспышки агрессивности

  •  Сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшему. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению.
  • Удалить ребенка из комнаты на 1-2 минуты в знак своего неодобрения.
  • Если ребенок мал, можно взять его крепко за руки, строго и четко сказать «Драться нельзя!» или «Не кусаться!».
  • Ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку.
  • Если используется наказание (лишение игрушек или привилегий), то оно следует непосредственно за проступком и недолгим по времени (ребенок быстро забудет причину наказания, а гнев и обида на взрослых останется)
  • Не отвечать агрессивностью на агрессивность.
  • Терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение

 

(54)