Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения воспитанников

Главным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников — воспитанников детских учреждений для детей-сирот, как и молодых людей этого возраста, проживаю­щих в семьях, является проблема потребности в самоопреде­лении, рассматриваемом как мотивационный центр, опреде­ляющий их деятельность, поведение и отношение к окружаю­щему. При этом для данных подростков, в силу спе­цифики условий их воспитания и развития, связанной с посто­янным пребыванием в детском учреждении для детей-сирот, особенную остроту приобретает потребность в самоопределе­нии и выборе «будущего пути, нахождения своего места в труде, в обществе» , «поиске цели и смысла своего существования», необходимости осознать себя чле­ном общества, конкретизирующейся в новой общественно значимой позиции; в способности действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями коллектива в контексте группового взаимодействия. Именно те воспитанники, у которых сформированы пред­ставления о своем будущем месте в жизни, которые проявля­ют устойчивый интерес к какой-либо профессии или к какому- нибудь виду деятельности, и те, кто достаточно отчетливо представляют себе, к чему они будут стремиться по окончании школы, как правило, отличаются организованностью поведе­ния, постоянно направленного на достижение поставленных целей.

В современной литературе профессиональное самоопреде­ление трактуется как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности, как самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реа­лизация профессиональных перспектив, предполагающих вы­бор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Оно рассматривается и как «ядро», наиболее значимый ком­понент профессионального развития, профессионального ста­новления человека, и как его критерий. Для воспи­танника детского учреждения для детей-сирот эффективное профессиональное самоопределение приобретает чрезвычай­ную значимость в плане включения в социум, утверждения себя как самостоятельного, полноценного члена общества.

Когда же закладываются те основы, опираясь на которые подросток или молодой человек совершает столь значимый выбор — определение собственного профессионального бу­дущего, делает свой первый шаг в профессию?

Как отмечал в своем известном фундаментальном труде «Профессиональная педагогика» академик РАО С. Я. Батышев, «эмбрионы» профессиональной педагогики реализуются еще в детстве, когда у маленького человека развиваются те качества, на основе которых строятся его взаимоотношения с окружающим миром, формируется его личность, ее своеобра­зие. То есть те качества, которые и находят, в конечном счете, выражение в отношении к труду в целом, в эмоционально- ценностном отношении к своей профессии, в становлении профессионала, ценящего и любящего свою работу и стремя­щегося максимально реализоваться в ней.

Соответственно, можно говорить о том, что будущий про­фессиональный выбор воспитанника детского учреждения для детей-сирот начинает формироваться с первых шагов его пре­бывания в интернате, и чем раньше этот процесс приобретет целенаправленность, тем более адекватным и осознанным бу­дет в дальнейшем выбор конкретного вида профессиональной деятельности, совершаемый воспитанником.

 

(15)