Главным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников — воспитанников детских учреждений для детей-сирот, как и молодых людей этого возраста, проживающих в семьях, является проблема потребности в самоопределении, рассматриваемом как мотивационный центр, определяющий их деятельность, поведение и отношение к окружающему. При этом для данных подростков, в силу специфики условий их воспитания и развития, связанной с постоянным пребыванием в детском учреждении для детей-сирот, особенную остроту приобретает потребность в самоопределении и выборе «будущего пути, нахождения своего места в труде, в обществе» , «поиске цели и смысла своего существования», необходимости осознать себя членом общества, конкретизирующейся в новой общественно значимой позиции; в способности действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями коллектива в контексте группового взаимодействия. Именно те воспитанники, у которых сформированы представления о своем будущем месте в жизни, которые проявляют устойчивый интерес к какой-либо профессии или к какому- нибудь виду деятельности, и те, кто достаточно отчетливо представляют себе, к чему они будут стремиться по окончании школы, как правило, отличаются организованностью поведения, постоянно направленного на достижение поставленных целей.
В современной литературе профессиональное самоопределение трактуется как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности, как самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающих выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Оно рассматривается и как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития, профессионального становления человека, и как его критерий. Для воспитанника детского учреждения для детей-сирот эффективное профессиональное самоопределение приобретает чрезвычайную значимость в плане включения в социум, утверждения себя как самостоятельного, полноценного члена общества.
Когда же закладываются те основы, опираясь на которые подросток или молодой человек совершает столь значимый выбор — определение собственного профессионального будущего, делает свой первый шаг в профессию?
Как отмечал в своем известном фундаментальном труде «Профессиональная педагогика» академик РАО С. Я. Батышев, «эмбрионы» профессиональной педагогики реализуются еще в детстве, когда у маленького человека развиваются те качества, на основе которых строятся его взаимоотношения с окружающим миром, формируется его личность, ее своеобразие. То есть те качества, которые и находят, в конечном счете, выражение в отношении к труду в целом, в эмоционально- ценностном отношении к своей профессии, в становлении профессионала, ценящего и любящего свою работу и стремящегося максимально реализоваться в ней.
Соответственно, можно говорить о том, что будущий профессиональный выбор воспитанника детского учреждения для детей-сирот начинает формироваться с первых шагов его пребывания в интернате, и чем раньше этот процесс приобретет целенаправленность, тем более адекватным и осознанным будет в дальнейшем выбор конкретного вида профессиональной деятельности, совершаемый воспитанником.
(15)