Чтение пронизывает все сферы и этапы жизни личности (младенчество, детство, юность, зрелость, старость), во многом определяет жизненную успешность. Без чтения нет профессионального становления, эмоционального и интеллектуального развития. Роль книги, ценность детского чтения в общественном сознании сегодня особенно высока, однако, к сожалению, читающих детей и подростков становится все меньше и меньше.
Вот данные о детском чтении на современном этапе:
- любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%)
- Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%)
- Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
- Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся
- Читают познавательную литературу 21% школьников
- Читают для самообразования 10% школьников.
Налицо кризис чтения. Чтение имеет огромное значение в жизни детей, гораздо большее, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти надолго, влияет на дальнейшее развитие ребенка, формирует миропонимание, вырабатывает определенные нормы поведения. Однако не стоит думать, что если у ребенка в руках постоянно есть книга – то проблема чтения решена. Напротив, здесь встает проблема иного рода и не менее сложная – содержание нынешней детской литературы. Взрослые должны интересоваться тем, что читает ребенок. Нравственное развитие ребенка при чтении сомнительной литературы для детей (с большим количеством насилия, культом денег, отчуждением от взрослых) затормаживается, в худшем – деградирует. Необходимо исключить подобную печатную продукцию из поля зрения детей и подростков. Как же дети выбирают книгу? К источникам информации о книгах для чтения исследователи этой проблемы относят авторитет родителей (40%); так же высоко ценится совет учителей (35%) и рекомендации друзей (39%). Необходимо помочь детям и подросткам разобраться в огромном потоке книжной продукции и вместе формировать читательскую культуру наших детей!
Социальный педагог О.В. Жукова
(22)