Однажды я услышала такую фразу: «Дети нас не слышат, дети на нас смотрят». Я не знаю, кому принадлежат эти слова, но они задели моё профессиональное сознание своим глубоким смыслом. Я всё чаще стала задумываться над тем, что для детей, воспитывающихся в семье, «маяком» на их жизненном пути являются родители. А на кого же смотрят наши воспитанники, лишённые родительских жизненных ориентиров и ценностей, тепла и заботы? Они смотрят на нас, сотрудников учреждения, людей, которые проводят совместно с ними много времени, стараются развивать в каждом из них индивидуальность, уверенность в себе, формировать у них навыки социальных компетенций, жизненных ориентаций, потребностей самореализации и многих других жизненно важных направлений деятельности.
Для выполнения тех требований, которые предъявляются на сегодняшний день к нашим выпускникам, необходимо и педагогу перестраивать свою работу в некоторых аспектах. Кто такой современный воспитатель? Это грамотный, квалифицированный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный, готовый к самореализации и самоопределению. Но в первую очередь воспитатель, как и во все времена, должен быть образцом духовности, воспитанности, порядочности и честности, быть добрым и справедливым человеком. Я — как современный воспитатель не стою на месте, ищу новые пути повышения эффективности воспитания.
Все педагогические технологии взаимосвязаны и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание важных жизненных ценностей. Таких путей реализации воспитательной системы множество, но моё внимание привлекла технология совместной деятельности детей и взрослых. Я её рассматриваю, как наиболее успешную альтернативу традиционным методам.
2020 год выдался для всех нас нелёгким. В связи с пандемией короновирусной инфекции, учреждения с круглосуточным пребыванием детей, как и все жители страны, оказались в непростой ситуации. Дети, администрация, педагоги и обслуживающий персонал вынуждены были длительно круглосуточно находиться в условиях изоляции. Мою идею опробовать метод совместной деятельности и привлечь к этой работе не только педагогов, но и всех членов коллектива, сотрудники учреждения поддержали.
Так что же такое совместная деятельность взрослых и детей? Это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество взрослых и детей.
Основными направлениями совместной деятельности взрослых с детьми, исходя из создавшихся условий, я выделила:
— совместную творческую деятельность;
— совместную трудовую деятельность;
— совместную спортивную деятельность.
Совместная творческая деятельность представляет собой естественное социальное и педагогическое явление. Данная методика содержит механизмы включения воспитанников в активную деятельность творческого сотрудничества, основной целью которого является: раскрепощение личности воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, способности к социальному творчеству и нравственному самоопределению. Содержанием нашей совместной творческой деятельности выступили такие занятия и мероприятия как: «Поздравление с Днём Победы», «Изготовление пластилинового заповедника на День экологии», «Мультпарад на асфальте», «Поздравление с Днём России», «День славянской письменности и культуры», «День защиты детей» и другие.
Что же касается совместной трудовой деятельности, то в трудовом воспитании детей, всегда самым эффективным методом я считаю личный пример педагога. Задачей воспитания трудовой активности является привлечение внимания детей к труду, это особенно необходимо в условиях учреждения, так как в основном все трудовые действия выполняет обслуживающий персонал. Поэтому в создавшихся условиях вдвойне необходимо пробудить у детей любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Коллективный труд – это труд, объединенный общей целью. В таком труде дети приобретают практический опыт правильного общественного поведения, а также у них формируются составляющие трудовую активность качества личности. Совместная трудовая деятельность просматривается повсюду: в быту, в работе на огороде, в благоустройстве дома и территории, в приготовлении пищи, в проведении генеральной уборки.
Проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников мы рассматриваем как одну из основных в нашей системе воспитания. Совместная спортивная деятельность позволяет переориентировать значение спорта на формирование морально-волевых качеств воспитанников, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни. А также решает задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Использование принципиально нового подхода в формировании ценностного отношения к здоровью открывает новые перспективы совершенствования и усиления воспитательной работы в условиях учреждения. Ключевыми занятиями и мероприятиями совместной спортивной деятельности стали: ежедневная совместная утренняя зарядка, совместные занятия детей и взрослых в тренажёрном зале, «Весёлые старты», «День здоровья», «Хоккей на траве», «День туриста», «Пионербол» и другие.
В итоге, я пришла к выводу, что результат организации совместной деятельности детей и коллектива сотрудников учреждения — это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт. Партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что не получится.
Проведя анализ уровня воспитанности и уровня развития социальных навыков детей за последние три года, мы отметили, что в результате систематической совместной деятельности со взрослыми, у ребят в этом году в сравнении с предыдущими, заметно выросла самодисциплина, отношение к труду, возрос интерес к спорту и здоровому образу жизни. Дети стали более ответственными, самостоятельными, любознательными. И это, благодаря тому, что мне довелось работать с неравнодушными, добрыми, активными людьми, которые готовы пожертвовать для детей не только своё время, но и частичку своей души. Я планирую развивать в учреждении опыт, полученный в условиях изоляции. Ведь, как мы увидели, для детей оказалось важным, что все взрослые от администрации до обслуживающего персонала совместно с ними делали по утрам зарядку, сажали грядки, готовили обеды, убирали в доме, играли, лепили, рисовали, пели и просто проводили время рядом с ними.
Я убеждена, что взрослые не должны «давить» воспитанников своим авторитетом, надо с ними вести себя естественно, как в своей семье. Постоянно находясь с детьми, каждым своим словом и поступком мы должны утверждать: «Делай, как я, и все будет хорошо». Только на личном примере мы сможем вырастить достойных людей. Именно так в любой семье и воспитывают детей, приучая их к труду, к заботе о своём здоровье, предавая им мастерство, оставляя им в наследство чувство дома, принципы морали и нравственности.
Если мы хотим «вернуть к жизни» наших воспитанников, то хотелось бы обратить внимание еще на один важный момент в отношениях между взрослыми и детьми: родители в семье любят ребенка просто так, независимо от того, хорош ли он для других людей или нет, просто за то, что он есть. Желательно, чтобы и в наших учреждениях к детям сохранилось такое же отношение — ребенок должен быть самоценностью. Он должен быть уверен, что, несмотря на возможные неудачи, в этом доме он в любом случае найдет тепло и поддержку.
Воспитатель Г.М.Фурсова
(2186)