«Буллинг в подростковой среде. Его виды. Работа с детьми, подвергающимися травле сверстниками»

«Никогда не сомневайтесь, что

небольшой группе чутких и

преданных своему делу людей по

силам изменить мир»

Маргарет Мид

  Сегодня все чаще в образовательной среде и в среде психологической помощи звучит слово «буллинг».  В переводе с английского оно означает издевательствотравлю и запугивание. Большинство детей в свое время дразнили братья, сестры или друзья. Если это происходит в игровой, дружеской и обоюдной форме, когда оба ребенка просто балуются, такие обиды, как правило, не наносят вреда. Но когда словесные уколы становятся обидными, злыми и постоянными, они превращаются в издевательства и их необходимо прекратить.

Буллинг – это заносчивое, оскорбительное поведение, агрессивное преследование одного из членов коллектива Со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Таким образом травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Большинство воспитанников, поступающих в наше учреждение испытали на себе домашнее  унижение, насилие в семье, отсутствие доверительных взаимоотношений и поддержки со стороны родителей. А эти факторы являются основными причинами того, что ребёнок может подвергаться травле в детском коллективе.

В настоящее время в нашем учреждении такого социального явления не выявлено благодаря совместной целенаправленной работе педагогического коллектива. Но наши воспитанники посещают общеобразовательную организацию, учреждения дополнительного образования, и задачей нашего педагогического коллектива является поддерживать тесную связь с классными руководителями, педагогами образовательных учреждений, что бы своевременно среагировать и начать совмесную работу по искоренению такого отрицательного и опасного для детской психики явления, как буллинг. Особое внимание нужно уделять вновь прибывающим воспитанникам, которые только начинают адаптироваться к новой среде обитания. Такие дети чаще подвергаются травле со стороны сверстников.

Кто становится жертвой буллинга:

Жертвами травли в школе, чаще всего, становятся двоечники, круглые отличники, любимчики учителей, физически слабые дети, жертвы домашнего насилия, ябеды, дети, страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива, дети, не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям, вундеркинды, представители сексуальных меньшинств.

Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами травли. Методы травли отличаются в зависимости от гендера жертвы: мальчиков чаще бьют, про девочек одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи.

Основные виды буллинга:

Рассмотрим основные виды буллинга, их характерные признаки и действия, которые нужно предпринять:

Вербальный буллинг:

Что это такое: это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о ком-либо (о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды и т. п.).

Характерные признаки: дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать вам об обидных словах, которые кто-то произнес в их адрес, и спросить вас о том, правда ли это.

Что необходимо делать: во-первых, надо учить детей уважению. С помощью собственной модели поведения укреплять их в мысли о том, что каждый заслуживает хорошего отношения. Надо развивать самоуважение детей и учить их ценить свои сильные стороны, обсуждать и практиковать безопасные, конструктивные способы реагирования ребенка на слова и действия хулигана. Вместе придумывать основные фразы, которые ребенок может сказать своему обидчику твердым, но не враждебным тоном, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».

Физический буллинг:

Что это такое: физическое запугивание или буллинг с помощью агрессивного физического устрашения заключается во многократно повторяющихся ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неподобающим образом.

Характерные признаки: когда это происходит, многие дети не рассказывают взрослым об инциденте, поэтому необходимо следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками, такими как необъяснимые порезы, царапины, ушибы, синяки, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на головную боль и боль в животе.

​Что необходимо делать: если вы подозреваете, что ребенка подвергают физическому насилию, начните случайный разговор – спросите, как дела в школе, что происходило во время обеда или на перемене, по дороге домой. На основе ответов выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно по отношению к нему. Старайтесь сдерживать эмоции. Подчеркните важность открытой, постоянной связи ребенка с педагогами. Если воспитатель не может предотвратить самостоятельно факт издевательства над ребёнком, ему необходимо обратиться к психологу, социальному педагогу учреждения и образовательной организации, где обучается ребёнок.

Социальный буллинг:

Что это такое: социальное запугивание или буллинг с применением тактики изоляции предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра, занятие спортом или общественная деятельность.

Характерные признаки: следите за изменениями настроения ребенка, его нежеланием поддерживать участие в компании сверстников, и бо́льшим, чем обычно стремлением к одиночеству. Девочки чаще, чем мальчики, испытывают социальную изоляцию, невербальное или эмоциональное запугивание. Душевная боль от такого вида буллинга может быть такой же сильной, как от физического насилия, и длиться намного дольше.

​Что необходимо делать: используйте вечернее время, чтобы поговорить с детьми о том, как прошел их день. Помогайте им во всем искать положительные моменты, обращайте внимание на хорошие качества детей и убедитесь, что они знают, что есть люди, которые их любят и всегда готовы позаботиться о них. Сосредоточьтесь на развитии их талантов и интересов к музыке, искусству, спорту, чтению и внешкольным мероприятиям.

Кибербуллинг:

Что это такое: киберзапугивание заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях. Сексистские, расистские и другие подобного рода сообщения создают враждебную атмосферу, даже если не направлены непосредственно на ребенка.

Характерные признаки: следите за тем, проводит ли ребенок больше времени в интернете, чем раньше, бывает ли при этом грустным и тревожным. Также обращайте внимание, есть ли у ребенка проблемы со сном, просит ли он остаться дома и не ходить в школу, или отказывается от любимых занятий.

​Что необходимо делать: сообщения оскорбительного характера могут распространяться анонимно и быстро, что приводит к круглосуточному киберзапугиванию, поэтому сначала установите домашние правила пользования интернетом. Договоритесь с ребенком о соответствующих его возрасту временных ограничениях. Дайте ребенку знать, что вы намерены отслеживать его деятельность в сети. Скажите ему о том, что, если он подвергается киберзапугиванию, он не должен втягиваться, реагировать или провоцировать обидчика. Вместо этого ему необходимо сообщить о кибурзапугивании взрослым, которым он доверяет. Если кибербуллинг обостряется и содержит угрозы и сообщения явного сексуального характера, свяжитесь с местными правоохранительными органами.

Последствия для жертвы буллинга в детстве:

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить ребёнку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации.

  1. Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни.
  2. Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога.
  3. Сложности во взаимоотношениях. В большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
  4. Болезни. Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Болевой синдром уходит только после работы психолога.

Как начать говорить о буллинге:

Если ребенок сообщает вам о том, что он или еще кто-то подвергается издевательствам, буллингу, поддержите его, похвалите ребенка за то, что он набрался смелости и рассказал вам об этом, и соберите информацию (при этом не стоит сердиться и обвинять самого ребенка). Подчеркните разницу между доносом, с целью просто доставить кому-то неприятность, и откровенным разговором со взрослым человеком, который может помочь.

Еще один из способов начать говорить с ребенком о буллинге – это совместный просмотр фильмов соответствующей тематики, так называемая фильмотерапия. Вот список фильмов по теме: «Кэрри» (1976), «Чучело» (1983), «Сердце Америки» (2002), «Пиф-паф, ты мертв» (2002), «Класс» (2007), «13 причин почему» (2017). Просматривая фильм, ребенок может провести параллель с происходящим с ним в его коллективе, увидеть свою ситуацию и поделиться с родителями. А также, такой просмотр можно устроить и в группе и потом устроить анализ фильма.

Методы прекращения буллинга в детском коллективе

Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение взрослых. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.

Привлечение авторитетного союзника. Разговаривать с детским коллективом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему.

План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Объясните, что травля — это проблема всего коллектива, а не конкретного человека.

Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

Введение новых правил поведения и ответственность. Изменения могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.

Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.Всегда принимайте меры против издевательств, буллинга, особенно если насилие принимает тяжелые формы или постоянный характер.

  Воспитатель Фурсова Г.М.

(15)