В особенностях лидерских качеств в подростковом возрасте, мы рассматриваем теоретические аспекты подросткового лидерства и физиологического изменения, и его взаимодействия с окружающими, так же анализируются результаты эмпирического исследования лидерских качеств позволяющие выявить психологические особенности подростков, и определять, отслеживать систему неформальных ценностей и норм.
Становление личности, в подростковом возрасте является сложным этапом. Судьба в подростковом возрасте определяется зачастую, в дальнейшем его развитии: будет ли он человеком успешным или пополнит число членов криминальных структур. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Для подростка начало кризиса, всего периода обычно протекает трудно. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Наиболее интенсивное формирование личности подростка способствует не только половое созревание, но и социальное окружение, которое влияет на развития лидерских качеств у подростков.
В отечественной психологии посвящено большое число работ исследованию лидерства и выявлению характеристик лидера. Понятие лидерства рассматривали: Л.И. Уманский, И.П. Волков, Р.Л. Кричевский, В.И. Зацепин, Н.П. Аникеева, Я.Л. Коломинский. При изучении лидерства учеными было предложено множество определений данного понятия.
Лидер (от англ. leader — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию их деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер); 3) по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер).
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Способностями и «лидерскими» чертами некоторые сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером. Исследования, проведенные в русле этой теории, концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариантом такого подхода является харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать («харизма»). Существенное значение для понимания лидерства и его эффективности имеет уровень группового развития. В коллективе ввиду наличия ценностно-ориентационного единства снимается якобы неизбежное с точки зрения западных психологов противопоставление лидера, «ориентированного на задачу», и лидера, «ориентированного на людей».
Р. Танненбаум, И. Вешлер, и Ф. Массарик определяли лидерство как, «Межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели». Проанализировав существующие на сегодняшний день определения данного феномена, под лидерством мы понимаем в первую очередь высокую культуру общения и взаимодействия с группой, коллективом с целью совместного выполнения общих задач.
А.С. Макаренко утверждал, что формировать лидерские качества следует в процессе воспитания и обучения. «Воспитание в ребенке лидера означает не только и не столько культивирование непосредственно способности к управлению и доминированию, но, прежде всего, развитие чувства ответственности, лояльности, толерантности, дипломатичности, а также воспитание высокой нравственности».
С.Г. Елизаров, проводя изучение мотивационно-ценностной включенности малой группы подростков в социальную систему, установил, что лидерство выступает в роли механизма формирования этого феномена. Автор считает, что в качестве механизма формирования мотивационно-ценностной включенности учебных групп подростков в условиях социальных систем различного типа выступает обогащение и преобразование лидерства.
С. Аль-Гафри, анализируя роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности, выявил, что уровень социально — психологической зрелости учебной группы детерминируется структурой лидерства в группе. Автор установил, что лидеры воздействуют на группу, используя следующие социально — психологических механизмы:
- «дифференцированный образ группы в сознании лидеров, детерминированный типом направленности лидеров;
- адекватный образ лидеров разной направленности и их роли в жизнедеятельности группы в групповом сознании;
- оптимальное соотношение в структуре лидерства лидеров различной направленности».
Возможным формированием лидерских качеств подростков в котором, происходит в процесс, организация, которая определяется как закономерная, последовательная, непрерывная смена моментов развития взаимодействующих субъектов, предполагает создание необходимых педагогических условий. Групповой статус зависит от индивидуально-личностных свойств человека и особенностей коллектива. Для нашего исследования наибольший интерес представляет, вопрос о том, какие особенности существуют в развитии лидерских качеств у подростков. В исследовании мы использовали методику:
- А. Н. Лутошкина методика «Я – Лидер»;
Данное исследование было проведено среди воспитанников «Прохоровского Православного центра развития и социализации ребенка. Количество испытуемых составило 14 человек (14 подростков).
- Возраст испытуемых 13-15 лет.
Анализ результатов исследования показал, что у испытуемых наблюдается слабая, средняя и высокая выраженность лидерства. По шкале методики А. Н. Лутошкина «Я – Лидер», можно увидеть следующий результат исследования лидерских качеств воспитанников. Такое качество, как «умение управлять собой», развито 95% у респондентов, которые считают его незаменимым показателем личности настоящего командного лидера. В настоящем и будущем осознают свои текущие перспективные цели и знают, чего хотят добиться, 50% опрошенных, что позволяет говорить о сформированном осознании себя как личности, гражданине своей страны и части общественно-государственной системы, 85% опрошенных отметили такое качество лидера, как «умение решать проблемы», в качестве приоритетного. «Наличие творческого подхода» является ценным для 95% опрошенных. Считают, что могут оказывать влияние на окружающих и «быть харизматичной» личностью, 55% респондентов. Знание правил организаторской работы относят к важным качествам и отмечают у себя 53%, но наличие самих организаторских способностей отметили только 85% испытуемых. Умение работать с группой показало 55% отметили у себя такое качество — критерий, к которому нужно стремиться. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: у подростков в детском доме и современном мобильном обществе, в обществе социально — экономических рисков, есть понимание необходимых лидерских качеств. Важными показателями для воспитанников являются умение лидера работать в команде, наличие и развитость организаторских способностей. На необходимость развития умения управлять собой, подросткам следует больше работать над собой. Анализ среди воспитанников детского дома позволил сделать ряд важных для исследования выводов: стремление к лидерству в подростковом возрасте это — характерная особенность. Опрошенные воспитанники, желают вести активный образ жизни, готовы быть организаторами различных дел, взять на себя ответственность, но при этом понимают, что испытывают дефицит определенных качеств и недостаток определенных знаний и умений.
Следующим этапом нашего исследования было сравнение лидерских качеств воспитанников. Для этого мы использовали t-критерий Стьюдента. По результатам вычисления критерия, были обнаружены статистически значимые различия по следующим показателям: умение управлять собой (t = — 4,5), осознание цели (t = — 4,72), влияние на окружающих (t = — 5,2), организаторские способности (t = — 4,81), знание правил организаторской работы (t = — 5,45). Эти данные говорят о том что, воспитанники, хорошо умеют управлять собой, своими эмоциями, своей воли, у них в большей степени выражен энтузиазм. Они знают, чего хотят и добиваются поставленной цели. Некоторые подростки могут поддаваться давлению со стороны окружающих людей, не способны к самостоятельной организаторской деятельности, проявляют слабые или средние организаторские способности, примеру, воспитанники сами не смогут организовать поход в музей, не ответственны за свои поступки. В большей степени подростки ориентированы на внешние признаки лидерства. Но в подростковой группе лидерство, сохраняет свою сущность, обладает особенностями, связанных с:
- своеобразным развитием ребенка в любой возрастной категории;
- видом деятельности воспитанника с различным преобладающим учением;
- ситуацией лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное, одно/разновозрастная группа);
- отношение с педагогами.
Таким образом, особенности лидерских качеств в подростковом возрасте у воспитанников детского дома играют большую роль в жизни: так как влияние, которому подвергается воспитанник определяет формирование его личности и жизненных позиций. Существование фактора перенесения негативных отношений в подростковую среду приводит к тому, что подростки с учетом этого фактора начинают играть решающую роль в жизни своих товарищей. Подростки с высоким статусом в группах, оказывают значительное влияние на одноклассников (товарищей). Такое отношение подростков к своим товарищам строятся более, серьезнее, чем на развлекательной основе совместных игр, делах, охватывающих широкий круг деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все новые отношения с людьми подросток вступает будучи достаточно интеллектуально развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. Поэтому при новообразовании позиций лидера у подростков очень важно определять и отслеживать систему неформальных ценностей и норм. Определения своих склонностей и способностей, резкие, качественные изменения, стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, личную автономию, независимость, поиска себя и своего места в жизни, которая затрагивает все стороны развития личности, является главной особенностью подросткового развития лидерских качеств. Каждый подросток может попробовать себя в качестве лидера. Обретение новой социальной позиции, стремительное пополнение знаний, умений, достижений, это пора, становление нравственности и открытия своего «Я».
Педагог-психолог Л.Г. Уханёва
(381)