СЕМЬЯ ДЛЯ РЕБЕНКА

Большинство детей в учреждениях — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Для них есть два пути из детских учреждений: в кровную семью или в но­вую, которую называют замещающей.

Кровная семья.

Разрыв ребенка с кровной семьей — травма на всю жизнь. Поэто­му специалисты социальной защиты в первую очередь рассматривают возможность возвращения ребен­ка к кровным родителям или другим кровным родственникам.

Бывает, что родители, разлученные с ребенком, нахо­дят в себе силы изменить жизнь, наладить быт, найти работу. В этом им могут помочь специалисты — соци­альные работники, психологи и т.д. К сожалению, не всегда возвращение ребенка в кровную семью возмож­но. Тогда и встает вопрос о поиске замещающей се­мьи. Но и после этого важно продолжают рабо­тать над сохранением связи ребенка с кровной семьей, и это нужно не только для детей, но и для кровных род­ственников.

Замещающая семья. Когда возвращение в кровную се­мью невозможно — например, если родители продолжают злоупотреблять алкоголем или наркотиками и пребывание с ними ребенка опасно для его жизни и здоровья, — специалисты социальной защиты и учреждения, в которое помещен ребенок, стараются помочь устроить его в приемную семью.

Работа с кровной и замещающей семьей принципиаль­но разная и по сути, и по методам. Подготовка замещающих родителей   проходит в  школе  приемных родителей.

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов. Получить их можно в школе приемных родителей.

Школы приемных родителей действуют в России с 2000 года. С 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребенка на воспитание. Сейчас такие школы есть во всех регионах России.

За 2015 год в замещающие семьи передано более 42 тысяч детей, под предварительную опеку — почти 19 тысяч детей. Но ежегодно российские суды выносят десятки тысяч решений о лишении родительских прав. Например, в 2013 году были лишены родительских прав около 50 тысяч человек.

Усыновлять детей стали гораздо чаще и охотнее. Эта тенденция не может не радовать. Однако в детские дома тут же поступают другие дети из неблагополучных семей, где родители не справились с воспитанием. Поэтому потребность в замещающих семьях для детей по-прежнему велика.

Задача специалистов-преподавателей — подготовить приемных родителей к появлению в семье ребенка, вооружить их специальными знаниями, чтобы научить справляться с нетипичными педагогическими проблемами. Желательно, чтобы специалисты оказывали поддержку выпускникам школы и после того, как они возьмут ребенка в семью.

Для обучения слушателей в школу приемных родителей приглашают социальных педагогов (социальных работников), юристов, психологов, медицинских работников (психотерапевтов, психиатров, врачей-педиатров и др.), имеющих базовое профильное высшее образование (педагогическое, юридическое, психологическое, медицинское), а также владеющих навыками обучения взрослых.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕ

Для детей из православных детских домов важно, чтобы дети, попав в семью, сохранили веру. Одна из задач православной школы приемных родите­лей — познакомить слушателей с христианским взглядом на вопросы воспитания. Для этого на занятия приглашаются священники (лучше — сами являющиеся приемными родителями), которые рассказывают о своем опыте воспитания детей в православной вере.

Курс занятий в школе можно начинать с молебна. Слушателям нужно дать возможность обратиться к священнику за духовной помощью и поддержкой. Возможно, это поможет кому-то из слушателей сделать первые шаги к вере и Церкви. Период адаптации после того, как ребенок попал в семью, — нелегкое время. Но если православные приемные родители получают поддержку на приходе со стороны прихожан и духовенства, семью ожидает качественно иная жизнь.

В нашем учреждении имеется положительный опыт передачи детей в семьи. С 2013 года на воспитание в семьи переданы 11 воспитанников.  Сотрудники учреждения не просто сопровождают приемные семьи, но стараются стать близкими друзьями для них: регулярно общаются с родителями и детьми (при желании) ,  вникают в суть проблем, делятся педагогическим  опытом, радуются успехам бывших воспитанников процессе их адаптации дома и в школе,  гордятся достижениями в  учебе, спорте  и творчестве. В результате такого сотрудничества ни один ребёнок не вернулся в учреждение для детей  –сирот.  И это лучшая оценка работы нашего коллектива.

(252)