Государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на реализацию развития и совершенствования деятельности по оказанию социальной, правовой и иной необходимой помощи и поддержки детям-сиротам, в том числе в сфере образования.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и лицам из их числа предоставляются следующие гарантии:
- преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях;
- право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);
- право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);
- полное государственное обеспечение до завершения обучения по очной форме по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных средств;
- право на выплату государственной социальной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также полной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, — детям, обучающимся по основным образовательным программам;
- сохранение полного государственного обеспечения и стипендии на весь период академического отпуска по медицинским показаниям;
- право на переход с платного обучения на бесплатное при обучении в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, при отсутствии на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения.
С целью построения единой системы профориентационной деятельности Минпросвещения России разработана единая модель профориентации, в основу которой заложен профориентационный минимум. Целевой аудиторией являются обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ключевой задачей профориентационной деятельности является профессиональная помощь детям-сиротам и лицам из их числа воспользоваться своими преференциями для получения любимой профессии и дальнейшего трудоустройства, в результате которой у указанной категории граждан вырабатывается повышение мотивации к труду, профессиональное самоопределение, уменьшение риска возникновения трудностей в составлении профессиональных планов и жизненной перспективы.
Социальный педагог К.В. Суворова
(4)